Философское – про жизнь, любовь и смерть иллюзий.
Одна из мыслей, которая ко мне возвращается чаще всего в последнее время – это мысль о смерти иллюзий. Привычно думать, что за смертью нет ничего, кроме смерти. И это оправданное и «природосообразное» наблюдение мы переносим на все, к чему прикасаемся. И попадаем в омут заблуждений.
Поясню на примере любовных отношений. Думаю, практически каждому знакомо состояние влюбленности, очарованности, когда нам начинает казаться, что вот, - наконец-то! - жизнь превращается в праздник. И никто не хочет, чтобы этот праздник завершился. А он всегда завершается.
· Чаще всего этот период переживается, как притупление сексуального влечения, или становится заметна не самая приятная сторона партнера.
И это то самое время и место, где можно бы похоронить свои иллюзии относительно праздничности отношений в любовной паре, о том, что может найтись достаточно идеальный человек, который даст нам то, что мы хотим (например, бесконечное счастье или душевный покой), - но мы боимся увидеть реальность такой, какая она есть. Боимся потому, что подозреваем, что за смертью иллюзий – только пустота и беспросветная тоска, что за смертью может быть только смерть. Что если в отношениях нет праздника – то нет ничего. И не может быть. И люди расходятся, стремясь сохранить свои иллюзии, не дать им умереть. Убивают отношения ради надежды. Но увы.
Весь секрет в том, что цикл «жизнь-смерть» - это не все. Если бы это было так, то и мира не было бы. Все бы закончилось сразу, как только началось. Полный цикл – это «жизнь – смерть – жизнь». Когда мы даем умереть чему-то, - одновременно с этим мы даем шанс и родиться чему-то новому. Пока мы бесконечно реанимируем свои надежды, - мы слепы и глухи к своей жизни, к той реальности, которая рядом.
· А вся «прелесть» иллюзий именно в том, что как бы они не были приятны, на их создание и поддержание нужно все время тратить силы, на иллюзии невозможно опереться. И, наоборот, какой бы пугающей ни была реальность, - но, будучи признанной и принятой, - она дает опору, возвращает силы. Поддержание иллюзий – бездонная бочка, куда уходят силы человека, признание реальности – ресурс.
Люди пугаются той поры, когда отношения становятся запутанными, непонятными. Они говорят друг другу: «Я не могу отказаться от той жизни, которой хочу – ради тебя», «Нет, я не буду меняться, - кто знает, что там будет – после, вдруг все станет хуже, чем есть сейчас?», «Нет, пожалуй, я еще к этому не готов(а)».
· Раскрываю страшную тайну: никогда не наступит время, когда вы будете к этому полностью готовы. Это можно сделать только сейчас. И для этого вам нужна только отвага.
Мы не признаемся порой даже себе в том, что постоянно находимся в поиске «чего получше». А вдруг это не самый лучший любовник(ца)? Может, есть для меня красивее, умнее, лучше? Словно ребенок, который боится, что его обманут, что он продешевит, согласившись на ЭТУ конфету, а кому-то достанется вкуснее.
И люди уходят из отношений, чтобы удержать иллюзии, вдохнуть в них новую жизнь вместе с новым партнером, чтобы вымолить у жизни отсрочку – и сохранить для себя только приятные стороны любви.
Но если вы всерьез захотите установить с кем-то особые отношения – вы обязательно столкнетесь с выбором: или иллюзии, или сближение. Т.е. на начальном этапе отношений именно сближение подпитывает иллюзии, но в какой-то момент (если его не проморгать), - неизбежно появится страх.
· Это, как призрачные и прекрасные сказочные замки, которые сначала манят своим великолепием, но, в процессе приближения к ним, постепенно начинают превращаться в пугающие старые стены, за которыми – неизвестно что.
Другой человек кажется прекрасным и манящим, но – чем ближе, - тем менее знакомым оказывается он. Менее понятным, менее предсказуемым. Да и тот, кто приближается, - начинает хуже понимать самого себя. Как будто изнутри поднимается нечто неизведанное. И вот тут появляется страх. Это страх близости. Страх преданности и взаимной эмоциональной зависимости. Страх привязанности. Мы пугаемся всего того, ради чего, - по сути, - и затевали эти особые отношения. И – что важно, - мы не можем не испугаться: столкновение со смертью в любом ее проявлении всегда пугающе. И желание сбежать – естественно, главное – не далеко, и не навсегда. :) А когда вы вернетесь – вы начнете учиться любить. Потому, что любить – это значит оставаться рядом с Другим, когда хочется убежать. И это единственный способ перейти из мира фантазий в мир, где можно любить по-настоящему живого человека, отличного от нас, а не его идеальный образ.
· Любить живого человека – это значит приблизиться в своем несовершенстве к его несовершенству. Рассмотреть, признать и принять Другого. Позволить себе быть растроганным его душевным одиночеством, его печалью, его болью. Любить Другого – это оказаться рядом с ним без привычных защит, отказаться от незрелых фантазий. Дать увидеть себя. Перестать обманывать себя, и Другого.
И страх – это вовсе не повод, чтобы отказаться от этой работы. Все боятся, в этом нет ничего нового.
· К сведенью. Психически здоровые люди делятся на две категории: первые боятся и не делают, вторые – боятся и делают. Других вариантов нет.
И если эта работа проделана, найдены силы похоронить иллюзии, - мы обнаруживаем себя рядом с Другим человеком, к которому готовы проявить тепло и истинный интерес, почувствовать к нему нечто иное, - возможно большее, - чем приятное, но привычное влечение, ощущение новизны и сопутствующее этому любопытство. Это и будет близость. То, ради чего и нужны особые отношения.
Но это не все. Уже знакомый нам цикл «жизнь-смерть-жизнь» все время будет рядом – в сменяющих друг друга процессах сближения и отдаления. За остановкой в отношениях обязательно последует рост, а за праздником и фейерверком - придет убыль. Так будет, и так и должно быть. Когда мы знаем об этом, мы научаемся терпению, привыкаем видеть красоту самых разных граней отношений – в том числе тех, которые когда-то нам казались некрасивыми, пугающими, - и приближаемся к своей глубинной природе (возможно, именно так было в те далекие времена, когда у людей еще не было в арсенале отношений всяких уловок и психологических вывертов, когда наши предки были дикими любовниками).
· Очень полезно регулярно спрашивать себя: чему я не позволяю умереть в своей жизни? За что цепляюсь? Что я боюсь впустить в свою жизнь? Что должно родиться сегодня? Что во мне должно умереть, что бы смог полюбить? Если не сейчас, то когда? Именно эти вопросы приближают нас к душевной ясности, осознанности.
Часто нам мешают любить старые раны. Мы становимся острожными, предпочитаем перестраховываться, не позволяя чувствам завладеть нами. Отсюда – равнодушие, обидчивость, мнимое стремление к свободе. Выход – рискнуть любить и проявлять нежность «вопреки» - вопреки страхам, старым ранам, наперекор голосу разума, который шепчет: «тебя просто используют», «тебя все равно бросят, растопчут», «все, давай, завязывай с этим».
У каждого из нас есть уголок души, где мы невинны – в смысле неподвержены вреду или ущербу. Там нет ран. Там есть доброта. Свобода. Юность. Смелость. Доверие. Это тот уголок, которым мы можем продолжать любить, как бы ни была изранена вся наша душа. Именно этой частью себя мы «знаем», что наши раны исцелимы, что за старой жизнью – следует новая. Именно это знание воодушевляет меня, когда жизненной энергии становится мало. Это то, что обязательно проявится и заиграет на разных гранях отношений – но только если получится расслабиться рядом с любимым человеком, довериться ему – да и себе.
Если коротко подытожить, то главное знание, которое нам необходимо – это знание о том, что там, где заканчивается одно, начинается другое. И, все, что бы ни случилось, обладает способностью к преображению.
Вышеизложенное навеяно сказкой «Женщина-Скелет», которую мы как-то ночью читали и обсуждали у себя на «Острове», и которую все желающие также могут изучить с помощью Клариссы Пинколы Эстес и ее известной книги «Бегущая с волками».
Вика Пекарская
💙 С заботой о Вас, Путь к себе